249723, Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь»..
Сайта: www.optina.ru/history/skete/.
Телефон: +7(48442)5-01-15 (доб. 251).
Трепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, — этот малый участок русских пространств, на котором расположен
Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни!
Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории благодатный мир Христов, а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси. Скит был сердцем Оптиной Пустыни — местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря.
Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX в. в глубине монастырского леса на малой пасеке. Спустя шесть лет после его кончины сюда переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были старцы Моисей и Антоний, которым и было поручено устройство Скита. О. Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата — о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни.
Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет.
Именно в скиту зародилось старческое руководство, но преп. Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества. Для этого требовался человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению. Именно таким и оказался старец Лев.
Временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х гг. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и достигло своего расцвета при преп. Амвросии.
Именно благодатное старческое окормление привлекало сюда множество людей разных сословий и классов. Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось! Любовь к старцам в народе была огромная. Простые люди относились к ним с полным доверием, обращались со всеми своими духовными и хозяйственными нуждами. Именно поэтому не иссякал поток людей, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина Пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.
Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.
Богослужебный круг.
Круг богослужений в скиту начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем — утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов. Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».
После ночной молитвы братия расходится по кельям для непродолжительного отдыха. Подъем в 8 утра. В 8.30 братия собирается в храме для прочтения утренних молитв, 3-го, 6-го часов и изобразительных. После этого скитяне приступают к исполнению послушаний.
Вечернее богослужение начинается в 17.00. Служится вечерня и малое повечерие, на котором вычитывается монашеское правило: три канона и акафист. По определенным дням поочередно читаются акафисты Божией Матери, Иоанну Предтече и оптинским старцам.
На всенощные бдения братия скита ходит молиться в монастырь. Божественная литургия в скиту совершается два раза в неделю — по вторникам и субботам. Этот порядок был установлен еще оптинскими старцами и утвержден в уставе скита.
Послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью насельников — они заготавливают дрова (кельи отапливаются дровами, а храмы углем), обрабатывают небольшой огород — выращивают картошку, кабачки, помидоры, фасоль, лук, чеснок. В скиту имеется одна теплица. Водопровод подведен только к трапезной. Также в скиту есть сад, занимающий почти всю территорию, в нем посажены в основном яблони, но произрастают и плодово-ягодные кустарники: смородина, малина, крыжовник и кизил. За садом ухаживают братия-садовники.
Каждый из насельников один раз в неделю несет послушание трапезника: готовит ужин, моет посуду (обедать братия ходит в монастырь в 12.30).
На территории скита есть гостиница для паломников-мужчин, поэтому двое из братии несут послушания гостиничных.
После обеда до вечернего богослужения братия по череде читает Псалтирь по благотворителям. После повечерия — ужин, затем свободное время, которое братия проводит в чтении духовных поучений и творений святых отцов. В 21.00 скитский колокол возвещает час безмолвия. В это время перед сном братия упражняется в делании Иисусовой молитвы. Отбой бывает в 22.00–22.30.
Таков размеренный, подчиненный ритму молитвы и богослужения, исполнению послушаний, распорядок жизни скита. Непреложным правилом для братии является повседневная исповедь духовнику — отцу скитоначальнику и молитвенное исполнение оптинской пятисотницы.
Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья старца Амвросия, которую паломники могут посещать в определенное время.
Источник:
www.optina.ru/history/skete/
Комментарии