152021, Ярославская область, Переславль-Залесский, Московская улица, 85.
Сайта: feodor-monastyr.ru
Телефон: +7(485-35)3-80-22 и +7(961)027-61-79
Феодоровский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви в Переславле-Залесском
(ныне Ярославская и Ростовская епархия).
В обиходе обычно именуется Фёдоровским. Полное название по светским источникам —
Переславский монастырь святого великомученика Феодора Стратилата.
История Монастыря.
Первое упоминание в летописях.
История Феодоровского монастыря предположительно началась в 1304 году. Обитель была основана на месте сражения московского князя Юрия Даниловича с тверским князем Михаилом Ярославичем, произошедшего в день памяти великомученика Феодора Стратилата. Эта битва, закончившаяся победой московского и переславского войск, по сути предопределила дальнейшую судьбу России во главе с Москвой.
Косвенные упоминания о монастыре мы встречаем в летописных источниках, повествующих о судьбе известного боярина Акинфа, который был предводителем тверичей. Полки Акинфа осадили Переславль, но потерпели поражение, а сам Акинф вместе с зятем Давыдом Давыдовичем погиб. Иллюстрированная «Повесть о убиении Акинфа, боярина тверского» входит в «Лицевой летописный свод» и «Родословие русских государей» («Степенная книга»). Этот факт упоминается также в Симеоновской и Никоновской летописях. Не обходит стороной его и «Летописец Переяславля Суздальского».
Вместе с тем, прямых указаний на время постройки монастыря в летописях нет, поэтому этот вопрос долгое время оставался для ученых загадкой.
Первоначально монастырь был деревянным, и от его первых построек ничего не сохранилось. Самым древним является главный храм — собор Феодора Стратилата, возведенный в 1557 году в честь рождения царевича Феодора на средства его отца царя Ивана Грозного. С XVI века, пользуясь особым благоволением царской фамилии, обитель приобретает известность.
Иван IV заново отстраивает монастырь. «Изобрел за посадом монастырь особняк Федора Стратилата во имя ангела сыну своему Федору», — записано в церковных документах. Царь приказал «тот монастырь устроить… и церковь Федора Стратилата камену поставил и украсил образы и пленами, и книгами, и ризами, и всякою церковною утварью, и трапезу камену заложил, и келии многые поставил, и монастырь оградил».
Обители были пожалованы несколько сел (Ивановское, Петровское, Слободка), пятьсот рублей деньгами, одежда и посуда.
Щедрые пожертвования на монастырь делал не только Иван Грозный, но и его сын Федор Иоаннович, также не оставлявший обитель без своего внимания и попечения. Согласно церковным документам, он подарил монастырю 12 кобылиц и дворцовое село Ильинское, а также «установил кормы по отцу, матери и брате».
Для оборонительных целей монастырь не предназначался, и в Смутное время он серьезно пострадал. Обители пришлось восстанавливать не только постройки, но и права собственности на некогда подаренные деревни и земельные угодья. Такого рода деятельностью успешно занимался в 1620-е годы игумен Рафаил. При нем «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чюдотворца с трапезою да святые врата».
В 1667 году из-за эпидемии моровой язвы, оставившей многих женщин вдовами, а девиц — сиротами, монастырь был преобразован в женский. Сестры все делали сами: варили мыло, обжигали кирпичи, изготавливали глиняную посуду, шили одежду и обувь.
С того времени и вплоть до закрытия в 1923 году Феодоровский монастырь был женским и одним из самых многолюдных и известных на Переславской земле.
В конце XVII — начале XVIII в. Феодоровский монастырь пользуется заметным вниманием со стороны царской семьи. На средства царевны Натальи Алексеевны в монастыре были построены новые здания (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Казанской иконы Божией Матери, больничный корпус), обитель посещал Петр I.
Интересно, что к концу XVII в. монастырь стал местом заточения и принудительного пострижения. Историки высказывают предположение, что именно сюда ссылали сподвижниц царевны Софьи и насильственно постригали их. Конечно, далеко не для всех в эти годы монастырь был местом заточения. Среди постриженных встречаются имена Анны Клушиной, постельницы царевны Марфы Алексеевны, Натальи Юрьевны Мусиной-Пушкиной, супруги И.П. Мусина-Пушкина, А.Ф. Ягужинской, жены генерал-прокурора П.И. Ягужинского. Известно, что Петр I навещал в монастыре свою воспитанницу Наталью Взимкову, дочь дьяка царицыной мастерской палаты и крестницу царицы Натальи Кирилловны. Император и его семья делали значительные вклады в обитель.
К середине ХVIII века монастырь достиг наивысшего своего расцвета, пользовался покровительством дома Романовых, имел подворье в Москве. Обитель была известна узорным ткачеством (именно здесь впервые Петр I ввел немецкое ткачество), плетением кружев, художественной вышивкой, иконописью. Особую славу снискал монастырский хор.
В конце XIX — начале XX веков приигумении Евгении, которая была настоятельницей Феодоровского монастыря более сорока лет, обитель достигает наивысшего духовного и материального процветания. Всероссийскую известность имеют святыни монастыря — чудотворные Феодоровская и Боголюбская иконы Божией Матери. Отстраиваются трапезная, новые кельи, странноприимный дом, оборудуются четыре школы для девочек.
Устраиваются два колодца с надкладезными часовнями, основывается Алексеевская пустынь в селе Новом и Воскресенская у «Ботика Петра I», а в селе Берендеево — Всехсвятская пустынь. В тот период в обители было около 400 насельниц.
В 1910 году место главного врача Переславской земской больницы занимает Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, который вскоре возглавляет также фабричную и уездную больницы, военный госпиталь.
До 1917 года будущий архиепископ Лука является прихожанином Феодоровского монастыря. У семьи Войно-Ясенецких сложились особенно теплые и доверительные отношения с матушкой, которая была частой гостьей в их доме. Надо отметить, что Валентин.
Феликсович на протяжении более чем пяти лет безвозмездно лечил сестер нашего монастыря.
Изучая материалы раскопок и архивных документов, сестры обители узнали об одном драгоценном, святом и родном имени — священномученике Николае Дунаеве, который с 1901 вплоть до закрытия обители в 1923 году осуществлял пастырское попечение над монашествующими и богомольцами. Так возрождающаяся Феодоровская обитель обрела еще одного небесного покровителя и заступника.
Известно, что после окончания Владимирской духовной семинарии Николай Викторович Дунаев был рукоположен во священника и определен в Феодоровский монастырь из учителей и законоучителей церковно-приходской школы. С 20 марта 1906 года он занимал должность члена правления и казначея Общества вспомоществования бедным ученикам Переславского духовного училища.
Монахиням и прихожанам обители отец Николай запомнился как талантливый проповедник, искренний, доброжелательный и скромный человек. Ныне в монастыре хранится служебник и напрестольное Евангелие священномученика.
Незавидной была судьба нашей обители во времена советской власти. После революции 1917 года монастырь был преобразован в артель, именующуюся Федоровской сельскохозяйственной коммуной. В найденных документах 1921 года читаем: «Недавно Губернской Чрезвычайной комиссией в Фёдоровской коммуне был обнаружен целый склад разных товаров, как-то: большое количество мануфактуры, заготовок кожи и других товаров».
В 1923 году монастырь был закрыт. На его территории поочередно располагались трудовая колония, воинская часть, туристическая база. Долгое время на территории обители находился детский дом.
К счастью, все каменные строения, кроме колокольни, разобранной в 1931 — 1932 годах, были сохранены, но из-за расположения здесь различных хозяйственных организаций и отсутствия должного обращения они серьезно пострадали.
Так, Введенская церковь использовалась как баня и прачечная, в здании Казанской церкви были пробиты новые дверные и оконные проемы, разобрана глава, сделаны новые перегородки. Помещения бывших келий также подвергались многочисленным перестройкам и частичной перепланировке.
В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырь возвращен Русской Православной Церкви. В течение трех лет он был приписным к Никольскому женскому монастырю Переславля, а 2001 году стал самостоятельным.
1 мая 2006 года монахиня Варвара (Чекоткова) (с 2011 года — игумения) была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Феодоровского женского монастыря. Матушка Варвара внесла огромный вклад в обустройство монастыря.
За годы ее настоятельства обитель возродилась: были восстановлены Казанский храм с трапезным корпусом, часовня-колодец со звонницей, игуменский корпус, трапезный корпус, один из келейных корпусов, установлен новый иконостас во Введенском храме, воссоздана живопись и иконостас в приделе Введенского храма в честь святых мучеников Адриана и Натальи.
Восстановление главной жемчужины монастыря — собора великомученика Феодора Стратилата — игумения Варвара считала делом своей жизни. Храм был спасен от разрушения: укреплен фундамент, отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (преподобного Серафима Саровского) приделы, проведено отопление, а также начата реставрация фресок работы иконописной артели Тимофея Медведева и сыновей (1835-1836 гг.) и воссоздание барочного иконостаса в главном приделе собора.
С 2010 года восстановлению монастыря помогает Федеральная служба судебных приставов, поскольку по благословению Святейшего Патриарха Кирилла великомученик Феодор Стратилат является ее небесным покровителем.
Благодаря усилиям игумении Варвары в обители пребывают частицы мощей великомученика Феодора Стратилата, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского, святителя Луки Крымского и частицы мощей многих угодников Божиих.
Монастырь сегодня.
После отошествия ко Господу матушки Варвары в 2017 исполняющей обязанности настоятельницы Феодоровского женского монастыря стала монахиня Даниила (Севериненко) (с 2018 года — игумения). Игумения Даниила является духовной преемницей игумении Варвары и продолжает начатое ей святое дело возрождения нашей обители. При нынешней настоятельнице окончены реставрационные работы в соборе Феодора Стратилата, вся территория монастыря преобразилась, потому что матушка Даниила с большой любовью и душой подходит к восстановлению и благоустройству родного монастыря.
Большое внимание игумения Даниила уделяет просветительским проектам. По ее инициативе ежегодно проводится Переславский Свято-Феодоровский историко-культурный форум, призванный привлечь внимание широкого круга людей к истории, памятникам и святыням Переславской земли. Планируется также создание монастырского музея.
С начала 2016 года на территории Феодоровского женского монастыря располагается Переславское епархиальное управление.
В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Феодоровский монастырь постепенно становится тем, чем он была на протяжении более чем шести веков, — островом молитвы среди житейского моря.
Источник:
feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/istoriya-monastyrya
Комментарии